ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ «СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС» Продолжение 1
Сестринский процесс. Весьма сходны
по своим основным этапам в современной медицине врачебный и сестринский
процесс: выслушивание жалоб пациента, обследование и исследования, постановка
диагноза, сообщение его пациенту, выбор способа лечения, процесс лечения,
дальнейшие рекомендации. Однако в
содержании каждого этапа врачебного и сестринского процесса существуют большие
различия.
Сущностью современной модели сестринского дела, как
научной теории, является обоснование различных подходов к содержанию и оказанию
сестринской помощи. В профессиональный лексикон вошло понятие «сестринский процесс», под которым
понимают системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на
потребности пациента. Цель этого подхода заключается в стремлении к ликвидации,
предупреждению проблем, возникающих у пациента из-за изменения состояния
здоровья. В настоящее время сестринский процесс является сердцевиной
сестринского образования в России. Через сестринский процесс медсестра должна
обрести профессиональную независимость и
самостоятельность, быть не просто исполнителем воли врача, а превратится в
творческого человека, умеющего понимать и видеть в каждом пациенте личность,
его внутренний и духовный мир.
Российское здравоохранение остро нуждается в
медсестрах, владеющих современной философией сестринского дела, знающих
психологию человека, способных к педагогической деятельности.
Для
успешного использования сестринского процесса в практике медицинская сестра
должна
-понимать и знать сущность сестринского процесса,
его цели, этапы и правила реализации,
-знать основные нозологические формы заболеваний по
своему профилю, особенности их течения, осложнения, проблемы, возникающие у
пациентов, страдающих этими заболеваниями,
-знать клиническую картину неотложных состояний,
встречающихся в практике, алгоритмы оказания неотложной помощи,
-знать основные лекарственные средства,
использующиеся в практике (дозы, пути, скорость, правила их введения, побочные
действия),
-знать основные диетические ограничения по основным
нозологическим видам,
-владеть основными манипуляциями постовой,
процедурной, палатной медсестры и медсестры приёмного отделения, владеть
навыком специфических манипуляций по своему профилю,
-владеть этико-деонтологическим подходом с учетом
особенностей течения заболеваний,
-знать особенности работы с пациентами разного
возраста, пола, социального и имущественного статуса.
Все манипуляции, проводимые медсестрой, должны
соответствовать «Стандартам практической
деятельности медицинской сестры», нормативному документу, принятому Ассоциацией
медицинских сестер России 10 июня 1998г (что медсестра делать может) и пределам
сестринской компетенции (что делать не может).
За невыполнение инструкций и рекомендаций,
перечисленных в вышеуказанном документе, медсестра несет юридическую
ответственность по статьям уголовного кодекса.
Сестринский процесс – метод организации профессиональной деятельности
медицинской сестры, направленной на удовлетворение потребностей пациента в
качественной медицинской помощи. Цель
сестринского процесса – поддержание и восстановление независимости
пациента в удовлетворении основных потребностей организма. Врачебный и сестринский процесс схожи: и тот и другой
начинается с выслушивания жалоб пациента, затем проводится обследование,
лабораторные и инструментальные исследования, постановка диагноза, выбор
способа лечения, процесс лечения, дальнейшие рекомендации. Однако в содержании каждого этапа врачебного и сестринского процесса
существуют большие различия.
Сестринский процесс
состоит из 5 последовательных этапов:
1.
обследование
пациента (сбор или получение объективных данных);
2.
оценка
его состояния (интерпретация полученных данных, выявление нарушенных
потребностей и проблем пациента);
3.
планирование
сестринских вмешательств;
4.
выполнение
плана сестринских вмешательств;
5.
оценка
эффективности сестринского вмешательства.
Первый этап складывается из опроса, куда входят жалобы,
анамнез болезни и жизни, осмотр и дополнительные
методы обследования (лабораторные и инструментальные).
В
ходе обследования между сестрой и пациентом должен быть установлен психологический контакт. Пациент должен
доверять медицинскому работнику, ощущать уверенность, что о нем позаботятся
должным образом и на уровне, соответствующем достижениям современной медицины.
При
опросе необходимо
-расположить к себе больного, установить
доверительные отношения,
-задавать вопросы спокойно, доброжелательно,
проявляя сочувствие, поощряя и не перебивая больного, но направляя наводящими
вопросами разговор в подходящее русло,
-убедить больного, что чем больше информации он даст
о себе, тем лучше ему можно будет помочь,
-учитывать образовательный уровень пациента, его
возраст, особенности характера, специфику профессии и стараться не употреблять
непонятных для него медицинских терминов,
-проявлять деликатность при выяснении интимных
подробностей его жизни,
-строго придерживаться плана, так как бессистемный
опрос может быть разрозненным и неполным.
Необходимо создать психологическую установку больного на
-тщательное выполнение
назначений врача,
-выздоровление или
контроль над болезнью при хронических неизлечимых заболеваниях,
-создание убеждения, что с
этим заболеванием можно жить (при неизлечимых).
Осмотр пациента предполагает измерение роста, массы тела,
температуры, АД, пульса, ЧСС, ЧДД, осмотра кожи и так далее. Это объективные данные, в отличие от жалоб,
которые называются субъективными. Данные осмотра заносятся в ЛИСТ
СЕСТРИНСКОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТА (смотри бланк).
Источником информации на данном этапе служит сам пациент, его
родственники, лечащий врач, история болезни или амбулаторная карта.
Второй этап - выявление нарушенных потребностей и проблем
пациента.
Потребности пациента по Маслову:
-дышать,
-пить и есть.
-осуществлять
физиологические потребности (выделять - мочеиспускание и дефекация),
-спать,
-двигаться,
-одеваться, раздеваться,
-соблюдать гигиену (быть
чистым),
-поддерживать нормальную
температуру тела,
-поддерживать безопасность
окружающей среды (существовать в безопасности, избегать опасности),
-общаться,
-трудиться и отдыхать.
Проблемы пациента с заболеваниями внутренних органов,
возникающие при нарушении потребностей
-дышать: затруднение
носового дыхания, кашель, одышка, затруднения в отхождении мокроты, удушье,
кровохарканье, лёгочное кровотечение, боли в грудной клетке, курение,
искусственная вентиляция лёгких,
-пить и есть: повреждение
слизистой рта, зубные протезы, нарушение акта глотания, дефицит или избыток
пищи, истощение, плохой аппетит, отказ от приёма пищи; тремор рук, извращения
вкуса и восприятия запахов, тошнота, рвота, необходимость соблюдения диеты,
ухудшение зрения, жажда, полидипсия, булимия (полифагия), ожирение, парентеральное
питание,
-выделять: диарея,
диспепсия, запор, метеоризм, недержание мочи и кала, нарушение мочеиспускания,
энурез, никтурия, олиго-анурия, полиурия, гематурия, пиурия, гемодиализ,
-спать: боль, зуд,
бессонница, сонливость, ночные страхи, кошмарные сновидения, ортопноэ, сердцебиение,
перебои в работе сердца, диарея, запор, метеоризм, недержание мочи и кала,
нарушение мочеиспускания, энурез, никтурия, полиурия, затруднение носового
дыхания, кашель, одышка, удушье, тошнота, рвота, жажда, полидипсия, булимия
(полифагия), ожирение (ночное апноэ), лихорадка,
-двигаться: слабость, боли
в мышцах, суставах, тремор рук, плохая переносимость физической нагрузки,
утомляемость, апатия, заторможенность, гoлoвoкpyжeниe, одышка, удушье,
истощение, ожирение, парезы, параличи,
-одеваться, раздеваться:
слабость, боли в мышцах, суставах, парезы, параличи, тремор рук, плохая переносимость
физической нагрузки, утомляемость, апатия, заторможенность, гoлoвoкpyжeниe,
одышка, удушье, истощение, ожирение,
-соблюдать гигиену:
слабость, боли в мышцах, суставах, тремор рук, ломкость ногтей, трещины в углах
рта, сухость слизистых и кожи, кожные высыпания, кровоточивость дёсен и синяки
на коже, потливость, парезы, параличи, плохая переносимость физической
нагрузки, утомляемость, апатия, заторможенность,
-поддерживать нормальную
температуру тела: лихорадка, потливость, зябкость,
-избегать опасности:
лихорадка, слабость, боли в мышцах, суставах, обезвоживание, отёки, шок, обмороки,
кризы, комы, парезы и параличи, извращение восприятия вкуса и запахов, снижение
иммунитета, ухудшение зрения, ухудшение памяти, ухудшение адаптации к
неблагоприятным воздействиям, метеогеочувствительность, неадекватное поведение,
гoлoвoкpyжeниe, одышка, удушье, истощение, ожирение, диарея, диспепсия,
кровохарканье, лёгочное, желудочно-кишечное, десневое, носовое кровотечение,
гематурии, олиго-анурия, желтуха,
-общаться: потеря интереса,
апатия, заторможенность, снижение настроения, раздражительность, тревожность,
мнительность, облысение, тошнота, рвота, отрыжка, запах изо рта, урчание в
животе, желтуха, снижение либидо, ухудшение памяти, раздражительность,
гневливость, суетливость, многословность, перепады настроения, трудности в
сосредоточении, страх, неадекватное поведение, кожные высыпания,
-трудиться и отдыхать:
слабость, боли в мышцах, суставах, парезы, параличи, обезвоживание, отёки,
обмороки, боль, зуд, потеря интереса, апатия, снижение работоспособности,
ухудшение памяти, раздражительность, гневливость, суетливость, многословность,
перепады настроения, трудности в сосредоточении, тревожность, страх, нарушения
сна.
|